Авторы:
воспитатель - Малина Н.А.
учитель-дефектолог - Вализер Е.А.
учитель-дефектолог - Триппель Н.В.
учитель-логопед - Фролова А.С.


Использование художественной литературы
в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного  возраста,
имеющими расстройства аутистического спектра
Введение

 Художественная литература сопровождает человека с первых дней его жизни, служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи и эмоций, воображения и дает  прекрасные образы русского литературного языка,  не только детям,  развивающимся в норме, но и дошкольникам, имеющим ограниченные возможности здоровья, в том числе детям, страдающим расстройствами аутистического спектра (РАС).
Расстройства аутистического спектра возникают в детском возрасте, в разной степени сохраняются на протяжении всей жизни человека и характеризуются качественными нарушениями в сфере коммуникации, социального взаимодействия, а также склонностью к стереотипному поведению. «Согласно оценке ВОЗ (резолюция от 8 апреля 2013 года),  распространенность РАС составляет 32/10000, то есть один ребенок из 160 страдает нарушением аутистического спектра с последующей инвалидностью. В настоящее время в Российской Федерации отсутствуют достоверные статистические данные о частоте встречаемости РАС. Однако, исходя из эпидемиологических данных, можно предполагать, что даже по самым осторожным оценкам, в Российской Федерации число детей с РАС в возрасте до 18 лет варьирует в пределах 300-400 тысяч». [14; с.4]
В нашей стране до недавнего времени ребенку с аутизмом было практически невозможно реализовать свое право на образование. Подавляющее большинство таких детей признавались медико-педагогическими комиссиями необучаемыми и нуждающимися лишь в уходе и лечении.
Статья №79 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" обеспечивает детям с расстройствами аутистического спектра адекватные условия и равные с нормально развивающимися сверстниками возможности для получения образования. 
Современный этап реформы образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья характеризуется переходом к вариативной модели получения образования лицами с особыми образовательными потребностями. В рамках единой концепции ФГОС   для детей с ОВЗ, разработан специальный образовательный стандарт для детей с РАС. В нем отражены формы школьного образования, показанные детям с аутизмом, представлены требования к структуре образовательных программ. Уровень психического развития пришедшего в школу аутичного ребенка будет зависеть не только от времени возникновения, характера и степени выраженности первичного нарушения, но и от качества обучения и воспитания в дошкольном возрасте.
В связи с высокой частотой встречаемости аутистических расстройств велика вероятность нахождения ребенка с РАС практически в каждом дошкольном образовательном учреждении. При этом обучение этих детей крайне затруднено  в связи с наличием дезадаптивных форм поведения.
Сопровождение детей с РАС в условиях дошкольного образовательного учреждения базируется на концептуальных основах, определяющих закономерности, принципы и психологические, психофизические  механизмы развития детей:
  • философско-педагогической концепции ценностного подхода к человеку в образовании К. Ясперса, А. Камю, Ж.П. Сартра, Л.Н. Толстого;
  • теории И. П. Павлова о пластичности нервной системы и ее способности к развитию;
  • теории культурно-исторического развития высших психических функций Л. С. Выготского, реализованной в деятельностном подходе к исследованию психики С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, трудах об объективных законах психического развития нормального и аномального ребенка А.Р. Лурии, М.С. Певзнер.
Изучение наработанной коллегами в мире, стране, регионе, городе методологической основы данной проблемы, а так же посещение методических объединений, научно-практических конференций, семинаров, форумов,  позволило расширить педагогический опыт в вопросах обучения и воспитания детей с РАС. Изложенные в трудах  Морозовой С.С.,  Никольской О.С.,  Ихсановой С.В.,  Ньюмен С., Делани Т.   теоретические и коррекционные подходы,  принятые в отечественной и зарубежной специальной психологии и педагогике по оказанию помощи детям с РАС,  доказывают, что использование художественной литературы в коррекционно-развивающей работе с детьми данной категории является эффективным способом  коррегирования нарушений в развитии и  формирования положительных нравственных качеств личности аутичного ребенка. По мнению О.С. Никольской: «Чтение может помочь в сюжетной организации сознания. В проявлении и проработке событий личного прошлого и возможного будущего, в выделении причинно-следственной связи событий, в выстраивании и определении системы мотивов и целей, позволяющей ребенку стать менее импульсивным – подняться над провокациями непосредственной ситуации».
 Практика показала, что научить детей с расстройствами аутистического спектра целенаправленно слушать стихотворения, сказки, потешки и т.д. очень сложно. Такие дети имеют трудности в понимании обращенной речи, не умеют слушать, не способны поделиться впечатлениями, не имеют полноценного воображения, весь интерес к книге у них сводится к бессмысленному стереотипному перелистыванию страниц, даже рассматривание иллюстраций их редко интересует. Для полноценного восприятия художественного произведения ребенку с такими нарушениями в развитии необходимо создание специальных условий.
 Таким образом, актуальность и вместе с тем недостаточность разработанности проблемы определили выбор цели  педагогического опыта «Использование художественной литературы в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста, имеющими расстройства аутистического спектра».
Основная часть
Цель: разработка   алгоритма использования художественной литературы в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста с РАС.  
Задачи:
  1. Изучить и систематизировать научную и методическую литературу по данной теме.
  2. Организовать необходимую предметно-пространственную  развивающую среду для реализации алгоритма использования художественной литературы.
  3. Организовать проведение коррекционно-развивающих занятий по ознакомлению с произведениями художественной литературы.
  4. Разработать циклограмму взаимодействия всех участников образовательного процесса в ходе ознакомления с произведениями художественной литературы.
  5. Повысить   компетентность родителей по данной теме.