Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей группы компенсирующей направленности
Тема: «Яблоки в саду»
Автор конспекта ННОД: Малина Наталья Александровна, воспитатель первой квалификационной категории МАДОУ№54 г. Томска.
Участники коррекционно-развивающего занятия:воспитанники группы компенсирующей направленности срасстройствами аутистического спектра и общим недоразвитием речи первого уровня.Понимание обращенной речи нарушено, речь состоит из отдельных звукокомплексов, звукоподражаний. Ориентировка в пространстве слабая, узнают окружающие предметы, игрушки,запас знаний и представлений ограничен, нарушена эмоционально-волевая сфера.
Задачи приоритетной образовательной области:
«Познавательное развитие»:
-развивать зрительное, тактильное и слуховое восприятие и внимание: учить соотносить размер предмета (большой, средний, маленький); учить соотносить цвет и размер; закреплять знания об основных цветах.
-формировать ориентировочную деятельность (действия рассматривания, выслушивания, ощупывания).
- соединять сенсорный опыт со словом;
- формировать первичные представления об окружающем мире;
Задачи ОО в интеграции:
- «Физическое развитие»: развивать общую и тонкую моторику, двигательную активность.
- «Речевое развитие»: пополнять словарный запас, соответствующий лексической теме «Фрукты».
- «Социально-коммуникативное»: стимулировать эмоциональное общение, развивать умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками, адекватно воспринимать окружающие предметы и явления.
Предпосылки учебной деятельности: формировать умения слушать и слышать взрослого, действовать согласно образцу, потребность ребенка в общении с взрослыми; участвовать в совместной деятельности.
Оборудование для педагога: три объемныхмакета дерева, тканевые яблоки с массажным наполнителем разных размеров, разных цветов, ширма с наклеенными разноцветными дорожками, сюжетная картинка с изображением сада, игрушки: медведь, еж, осел, натуральные яблоки.
Оборудование для детей: разрезные картинки разной степени сложности (с учетом индивидуальных особенностей каждого участвующего в занятии ребенка), яблоки разных размеров, разных цветов, цветная дорожка для каждого ребенка, натуральные яблоки.
Содержание ННОД Вводная часть |
Образовательная область (вид деятельности) |
Формы работы |
Наличие средства у детей |
Образовательные задачи |
Целевые ориентиры (характеристики) |
Звенит колокольчик, начинается занятие. Организационный момент: 1.Приветствие за столом. Проводится перекличка: «Кто ко мне на занятие пришел?» Воспитатель: - Кирилл здесь? (ребенок показывает на себя и синхронно произносит: «Я!»)
|
Социально-коммуникативное развитие
коммуникативная |
Игра-приветствие
|
Движение
|
Развивать коммуникативные навыки, умения вступать в эмоциональный контакт со взрослыми и сверстниками, закреплять умение реагировать на слуховые раздражители. |
Взаимодействует с взрослым, отвечает на вопрос словом после вопроса педагога
|
2.«Кулачок, ладошка, ребро» Воспитатель: -Давайте разбудим наши пальчики
|
Физическое развитие / социально-коммуникативное развитие
Игровая |
Кинезиологическое упражнение
|
Движение |
Развивать тонкую моторику рук, межполушарное взаимодействие |
Выполняет упражнение по показу
|
3. «Дорожка в сад» Воспитатель: -Нарисуем дорожку и отправимся гулять. («дорожки» закреплены вертикально, различны по степени сложности) |
Познавательное развитие/художественно-эстетическое
|
Графомоторное упражнение |
Маркер, бумага |
Развивать тонкую моторику рук, координацию движений |
Выполняет упражнение по показу
|
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
Содержание ННОД |
Образовательная область (вид деятельности) |
Формы работы |
Наличие средства у детей |
Образовательные задачи |
Целевые ориентиры (характеристики) |
1. Актуализация знаний. Воспитатель: - Это сад. В саду деревья. На деревьях выросли яблоки и груши. Смотрите, как много на этом дереве выросло яблок, а на этом дереве много груш.
|
Познавательное развитие
познавательно- исследовательская
|
Рассматривание сюжетной картины «Сад»
|
Сюжетная картина
|
Расширять кругозор, развивать умение всматриваться в изображение, вычленять отдельные предметы из общего фона. |
Закрепляет знания о фруктах: яблоках и грушах. Закрепляет знания о понятиях один-много |
2. Дыхательная гимнастика «Ветерок» -А вот в саду подул ветер. Смотрите, как он дует. Вдыхаем через нос, выдыхаем через рот. (повторяем 3-4 раза), щеки надувать нельзя.
3.Игра «Собери картинку» Воспитатель: - А теперь закроем глаза. Что изменилось? Нет картинки. Картинка от ветра рассыпалась. Давайте ее соберем. Детям предъявляются разрезные картинки с изображением сада. (Разрез выполнен по степени сложности для каждого ребенка индивидуально) |
Социально-коммуникативное развитие/познавательное развитие /физическое развитие
игровая
Познавательное развитие
игровая, познавательно-исследовательская |
Этюд-упражнение
Упражнение |
Разрезная сюжетная картинка «Сад» |
Развивать умение вступать в эмоциональный контакт со взрослыми и сверстниками, увеличивать объем дыхания, вырабатывать плавный, длительный выдох
Развивать целостное восприятие, зрительный синтез
|
Умеет работать по речевой инструкции
Складывает разрезную картинкусамостоятельно; умеет работать по инструкции взрослого |
4. Динамическая пауза. (Выполнение действий по тексту). «В саду есть деревья разные. Есть маленькие деревья. (присели) Есть деревья побольше. (встали) И самые большие деревья. (вытянули руки вверх) А вот в саду подул ветер (плавно раскачиваются в разные стороны) Ветер раскачивает маленькие деревья, (Присели и плавно раскачиваются) Ветер раскачивает деревья побольше, (встали и плавно раскачиваются) Ветер раскачивает самые большие деревья (вытянули руки и плавно раскачиваются)
|
Познавательное развитие /социально-коммуникативное развитие/физическое развитие
игровая, двигательная
|
Упражнение |
Развивать общую и тонкую моторику, координацию движений,двигательную активность |
Выполняет действия по показу |
|
5. «Собираем яблоки» Воспитатель у «деревьев» показывает ствол, ветви. Дети ощупывают, а затем «собирают» объемные муляжи яблок в корзинки, раскладывают на тарелке: большое, среднее, маленькое.
|
Познавательное развитие/социально-коммуникативное развитие/ речевое развитие
игровая, продуктивная |
Игра- упражнение |
Объемные муляжи яблок с массажным наполнителем |
Закрепить понятия «большой»-«маленький» -«средний», развивать целенаправленную деятельность, тактильное и зрительное восприятие |
Выполняет действия по речевой инструкции, имеетпредставления о внешних свойствах предметов |
6. Закрепление изученного. «Покажи, где большой, где маленький, где средний»
«Угощение» Из-за ширмы появляются по очереди игрушки разных размеров, дети узнают их по голосам, подражают голосам животных и угощают их яблоками, соотнося по размеру. |
Познавательное развитие/ социально-коммуникативное развитие/ речевое развитие
игровая
Познавательное развитие/ социально-коммуникативное развитие/ речевое развитие
игровая |
Упражнение
Игра-ситуация |
Объемные муляжи яблок с массажным наполнителем
Объемные муляжи яблок с массажным наполнителем игрушки
|
Закрепить понятия «большой»-«маленький» -«средний»
Закрепить понятия «большой»-«маленький» -«средний», развивать интерес к игровым действиям |
Имеетпредставления о цвете и размере предметов
Активно взаимодействует со сверстниками в игровую ситуацию |
Заключительная часть (рефлексивный этап)
Содержание ННОД |
Образовательная область (вид деятельности) |
Формы работы |
Наличие средства у детей |
Образовательные задачи |
Целевые ориентиры (характеристики) |
Воспитатель хвалит каждого за достижение: - Вы все молодцы! (сказать о каждом)
- А теперь для Вас сюрприз! (воспитатель угощает каждого натуральным яблоком) |
Социально-коммуникативное развитие
|
Ощупывание, пробование на вкус |
Натураль- ные яблоки |
Развивать социально-коммуникативные умения и навыки |
Умеет сотрудничать со взрослым |